|
Польский портрет XVII - середины XVIII века
07.06.2016
Существовал и портрет более камерный, обычно погрудный, более скромный и по размерам, и по характеру образа. Он начал широко развиваться именно в начале XVIII века и в нем легче уловить, хотя и очень измененные и огрубленные, некоторые тенденции общеевропейского искусства. Таковы портреты Мельжинских (Национальный музей в Познани; начало XVIII в.).
Особое место занимал так называемый нагробный (trumienny) портрет (он был распространен также на Украине и почти не встречался в России).
Нагробный портрет, безусловно, один из интереснейших видов польской портретной живописи. Он был необходимой частью траурных церемоний, длившихся по свидетельству современников, несколько дней, а то и недель. Иной раз похороны происходили через месяц после смерти, ибо члены осиротевшей семьи должны были тщательно подготовиться к церемонии, о которой очевидец писал: «В польских похоронах столько пышности и помпы, что я скорей считал бы их триумфом, чем похоронами умершего». Иной раз в предсмертных завещаниях даже высказывалась просьба - хоронить скромно и тихо, но, как показывают щедро приводимые С. Виленьским оригинальные тексты XVII века, с этой просьбой члены семьи, как правило, не считались, а если выполняли волю усопшего, то потом устраивали «похороны-бис», уже полностью следующие необходимым правилам, дабы быть на высоте положения и не уронить славу рода.
Согласно принятым в католических странах обрядам, в костеле воздвигались специальные триумфальные катафалки, так называемые «cast-гит doloris», служившие опять-таки прославлению деяний покойного. Над гробом воздвигались «labara funebria», специально украшенные ткани, как бы знамена, на которых было изображение покойного.
|
Наши награды
|
|